История

22wfN7u2XjjiU-2.jpg

История Покровского прихода неразрывно связана с основанием Петро-Павловского монастыря в XVII веке и с возрождением Петро-Павловского собора в 20 веке.

К 1612 году, когда монастырские храмы были отняты униатами или католиками, а приходским православным храмам грозила та же участь, лучшие из православных жителей Минска объединились в братство и решили на свои средства построить величественный каменный храм, при котором основать мужской монастырь, а в нем богадельню, школу и типографию.

Благочестивая княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская пожертвовала на это святое дело «3 надела в центре города, аж до озера-реки Свислочи прилеглые» с тем, чтобы на этих участках был сооружен православный монастырь, а в нем церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла. Наблюдение за постройкой и заботу о строящейся обители жертвовательница поручила «под опеку и оборону» именитым обывателям Воеводства Минского.

Основатели монастыря в том же 1612 году обратились к настоятелю Виленского Свято-Духова монастыря архим. Леонтию (Карповичу), ныне прославленному в лике святых, с усердной просьбой прислать иноков для устройства монастырской жизни. В этом же году прп. Леонтий отправил в зарождающуюся обитель несколько иноков под руководством игумена Павла (Домжива).
Встречая серьезное сопротивление униатско-католических сил, виленские монахи с честью выполнили Божие послушание по устройству монастыря.

Можно представить радость православных минчан, многие годы остававшихся без пастырского окормления и Св. Таинств!
Естественно, люди всячески помогали возрождению Православия. В частности, в 1623 году Николай Варонич пожертвовал монастырю сеножать в Крупцах. Интересно то, что еще за 11 лет до этого, в сентябре 1612 года судебный пристав Минского Воеводства Д. Григоревич жаловался властям, что «новоприбывшие из Вильны чернецы службу Божию отправляют», изгнав из храма Рождества Богородицы священников, которые приняли унию. Это значит, что осенью 1612 года виленские иноки активно включились в церковную жизнь Минска.

И именно в это время, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах на источнике, находящемся на сенокосах Н. Варонича, была обретена наша святыня – Крупецкая икона Божией Матери. Бывшие виленские, ныне минские монахи построили часовню, образовалась Покровская община.

Так при участии Петро-Павловского монастыря, 400 лет назад появился на свет Покровский храм, что в Крупцах, со своей святыней – образом Царицы Небесной, именуемым Крупецким.

Как проходила жизнь прихода более 200 лет история пока умалчивает. В 1818 г. стараниями священнослужителей и православных горожан икона была облачена в серебряную ризу и украшена коронами на Главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца Иисуса Христа. А в 1820 г. возведена новая часовня взамен обветшавшей.

Рассказ из середины XIX века: «В 5 верстах от города Минска стоит деревня Крупцы помещика Вериги, издревле славная чудотворной иконой Божией Матери. Сюда по воскресениям из города от мала до велика, особенно летом, в так называемую, по-здешнему обычаю, молодиковую неделю (первую неделю новолуния) спешат, как бы для успокоения души от сует городских, поставляя за священную обязанность пред образом Богоматери излить религиозные свои чувства, утешить себя в скорбях, неразлучных с каждым в этой жизни и утолить жажду души и тела струями живоносного источника, истекающего из-под самого алтаря храма, стоящего на горе. Воде этой чистой, пресной, для приемлющих ее с верою, приписывают целительную силу, особенно для глаз. Самое положение Крупцов соответствует святости места, ибо расположены они на возвышении между рощами и текущею внизу рекою Свислочью, на коей стоит сам город Минск, и дорога сюда пролегает по берегу речки, окаймленной с обеих сторон лесом, и таким образом чрез путешествие в Крупцы удовлетворяется кроме религиозного чувства и чувство изящного».

Прот. Ксаверий Шишко, настоятель Екатериненской церкви, с 1844г. возглавил сбор средств на перестройку Покровского храма в Крупцах. Благодаря его молитвам и вдохновению явилось удивительное единодушие минчан в украшении храма. «По давности времени и оставаясь почти без поддержки, церковь пришла в крайнюю ветхость и разрушение. Приверженность христиан, поклоняющихся образу, возбудила усердное желание возобновить храм. Начальник губернии действительный статский советник Шкларевич Феодот Николаевич первый подал эту благую мысль на себя и принял на себя труд и в июле прошлого 1856 года благословением высокопреосвященного Михаила, архиепископа Минского и Бобруйского, совершена была закладка церкви. Еще до сего времени при содействии губернатора бывшим содержателем акцизного откупа в Минской губернии надворным советником Ворониным Степаном Дмитриевичем пожертвовано 2500 руб., а при закладке, по примеру архипастыря и начальника губернии, все присутствовавшие военные и гражданские чиновники принесли посильное денежное пожертвование и таким образом добавилось 813 руб., а заведующим Минским городским театром от данного артистами благотворительной цели спектакля представлено на украшение храма 113 руб. 3 1\2 коп. […] Высокопреосвященным Михаилом разрешено употребить более годный материал от старой Воскресенской деревянной церкви в Минске, который доставлен на место усердием некоторых минских татар. Строителями храма назначены были староста городского собора, купеческий сын Александр Свечников и управляющий по доверенности надворного советника Воронина, акцизным откупом, коллежский асессор Кракатица, а для наблюдения по искусственной части чиновник губернской строительной и дорожной комиссии Полонский».

Как видим, существовавшая тогда традиция постройки храмов на всенародные пожертвования и здесь проявилась в полной мере. Вот почему архивист старается перечислить всех потрудившихся для этого благого дела, так подробно описывает убранство вновь сооруженного храма и его торжественное освящение. Это действительно был праздник не только для минчан, но и жителей отдаленной округи.

«При усердном содействии церковь ныне воздвигнута на том же месте, пространством обширнее прежнего и обширностью своею удовлетворяет важности. В основании условий проекта лежало дать храму характер православный. Вход в церковь с трех сторон по особо устроенным крыльцам. Со входа на левой стороне в новоустроенном вызолоченном киоте поставлен чудотворный образ Божией Матери в том же облачении и рамке без всякого изменения, а на правой стороне в таком же киоте поставлена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе представляется нам живопись по образцам древним […] Иконы эти пожертвованы купеческим сыном Александром Свечниковым и его супругою. При старании сего же Свечникова церковь украшается пожертвованными московскими купцами большим паникадилом, подсвечниками и прочей утварью. Супруга начальника губернии […] своим иждивением, большей частью своими руками приготовила напрестольные облачения и все вообще принадлежности, служащие к украшению алтаря. 26 сентября в день праздника Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова назначено было освящение церкви, еще накануне сего дня вечером в присутствии начальника губернии […] совершена была Собором, по перенесении чудотворного образа в новоустроенный киот, всенощная, а назавтра, при собравшемся из города и окресностей во множестве чиновников, дворян и прочих, совершено было высокопреосвященным Михаилом освящение церкви […] По окончании церковного служения купеческим сыном Свечниковым были приглашены все на приготовленный здесь же под открытым небом при церкви завтрак на покрытых белыми скатертями в длину более 6-ти сажен столах, а нижним чинам Минского гарнизонного батальона, прибывшим для парада, по распоряжению командовавшего в то время батальоном […] на мало также содействовавшего в постройке церкви майора Роговского, отпущено управляющим чарочным откупом евреем 5 ведер водки и роздано также 200 фунтовых белых булок. 1 октября в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы собрание народа было еще многочисленнее, поле кругом на большом пространстве темнелось, быв покрыто народом и рядами повозок и телег; за 70 и более верст прибыли узреть новый храм и поклониться Святому образу в новом киоте»…

Таким образом, икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда преосвященный Варлаам, согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая (ст. ст.) торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября (ст. ст.) столь же торжественно возвращалась назад в Минск.

Интересно, что Крупецкая икона была главной святыней в дни празднования 100-летия минской епархии. Именно перед ней, в апреле 1893г. в кафедральном соборе, совершалась праздничная Литургия. После Литургии, при большом стечении народа, крестным ходом икона была принесена на р. Свислочь для совершения торжественного водосвятного молебна.
Крестные ходы с Крупецкой иконой продолжались до закрытия Покровского храма в 1924 году.

Вот несколько рассказов о том времени (из книги свящ. Федора Кривоноса «У Бога мертвых нет»). Протоиерей Борис Васильев († 1994) отзывался о митрополите Мелхиседеке, в таких словах: «В годы, когда церковный корабль, по выражению очевидца, бросало волнами то вправо, то влево, на Минской кафедре был владыка Мелхиседек (Паевский), заслуживший в свое время немалую популярность и уважение среди православных жителей нашего города. Ежедневно он совершал торжественные богослужения в Свято-Петро-Павловском соборе. Ежегодно в Великий Четверг сам проводил слезные исповеди в соборе, совершал чин омовения ног. В особенности запомнились крестные ходы с Крупецкой иконой Божьей Матери в деревню Крупцы. Торжественная процессия всегда останавливалась перед Свято-Екатерининской церковью. Здесь служился перед иконой Божьей Матери Крупецкой торжественный молебен, так что даже евреи, жившие в окрестных домах, выходили любоваться торжеством…».

Уроженка Минска Рослава Варвара Григорьевна (1911 г.р.): «Крупецкую икону Божьей Матери несли восемь человек: четверо с одной стороны и четверо с другой стороны. На постаменте. Она была вся изукрашена живыми цветами. Торжественно пел хор. Несли хоругви. Многие священнослужители в нарядных одеяниях сопровождали шествие. По всему пути крестного хода люди становились на колени, некоторые держали детей. И над всеми ими проносили икону. Со всей Белоруссии съезжались торговцы. Устраивалась большая ярмарка. В церкви икону торжественно водружали по центру и служили Литургию. Храм был в половину нынешнего кафедрального собора, просторный, с хорошей акустикой. После службы брали воду у большого валуна, перед церковью. Людей съезжалось очень много из Минска, окружных деревень. Приезжали на лошадях. Ярмарка располагалась в сторону Жданович. Один из больных, из Крупцов, вспоминал, что постоянно брали воду паломники, приходившие пешком из Киева и уходившие туда также пешком. Икону Крупецкой Божьей Матери несли торжественно весной… на целое лето, а осенью того же года торжественным крестным ходом препровождали в кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла».

В 1936 г. храм разбирают на стройматериалы. Икону переносят в храм Петра и Павла, из которого она исчезает не известно как и куда…

Но свято место пусто не бывает. Люди любили это место, любили родник и в какой-то мере утешались тем, что имели. Сохранились сведения о почитании этого места и после Отечественной Войны и об исцелениях там. От деревни осталось всего несколько домов. Но, к счастью, Крупцы не потеряли своей живописности, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря.
В 1991 г., подчиняясь Богу и людям, государство передало здание Св. Петро-Павловского собора Церкви. Настоятель храма, прот. Георгий Латушко, дал возможность разным людям проявлять свои таланты. Среди восстановителей собора было множество будущих священнослужителей, певчих, чтецов, иконописцев, братчиков, преподавателей – тех людей, которые искали место у Бога и нашли его.
Особое место для нас занимают первые трудники Св. Михайловского братства – О.В. Дихтиевский, Е.П. Дихтиевская, прот. Василий Дубойский и др. Когда братчики узнали о Крупецкой иконе и разрушенной церкви Покрова Богородицы, сердца их возгорелись желанием восстановить святыню.

Епархиальные историки прот. Федор Кривонос и Г.Н. Шейкин разыскали сведения о поруганной святыне и дали возможность прикоснуться к ней сердцам православных. 21 ноября 1992г.у Крупецкого источника был воздвигнут крест. По благословению о. Георгия с мая 1993г. начались молебны на роднике в Крупцах. Затем, 30 января 1994 г., был установлен железнодорожный вагончик, в котором с 20 марта начала служиться Божественная Литургия. Этот период жизни прихода неразрывно связан с о. Андреем Лемешонком, который стал духовником многих крупчан. Церковь г. Ракова подарила одну из своих Крупецких икон, которая стала нашей Одигитрией. К 1-му визиту Святейшего Патриарха Алексия II летом 1995 г. была достроена будущая Церковь в честь Крупецкой иконы Божией Матери.

В этом же году, по рекомендации о. Андрея, Митрополит Филарет назначил первого настоятеля Покровского прихода – прот. Виктора Белякова (ранее Покровская церковь всегда была приписной). Началась Евхаристическая жизнь прихода, собирание святынь, большое строительство – и так до сего дня.

Краткая хронологическая таблица.

  • 1612 г. – явление иконы Божией Матери на источнике близ деревни Крупцы, возведение деревянной часовни.
  • 1623 г. – Н. Варонич жертвует сеножать в Крупцах, где находилась часовня и источник, монастырю Петра и Павла.
  • 1818 г. – облачение иконы в серебряную ризу и украшение ее венцами на Главе Пресвятой Богородице и Главе Богомладенца Иисуса Христа.
  • 1820 г. – возведена новая часовня взамен обветшавшей.
  • 1856 – 1857 гг. – построена новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
  • 1861 г. – икона украшена позолотой и драгоценными камнями.
  • 1884 г. – начали совершаться крестные ходы с иконой в Крестовую церковь архиерейского дома в Минске.
  • 1924 г. – советскими властями запрещено богослужение в церкви.
  • 1928 г. – храм передан обновленцам.
  • 1936 г. – храм кощунственно разобран на стройматериалы.
  • 1992г. (21 ноября) – на источнике в Крупцах установлен и освящен поклонный крест. Зарегистрировано Православной Братство в честь Архистратига Михаила.
  • 1993 г. – со 2 мая на источнике по воскресным дням совершаются молебны. Зарегистрирован приход Свято-Покровской церкви.
  • 1994 г. (30 января) – установлен ж/д вагончик, в котором возобновляются богослужения.
  • 1995 г. – построен новый храм в честь Крупецкой иконы Божией Матери, в котором 18 июля совершается первое богослужение. 22 июля приход посещает Святейший Патриарх всея Руся Алеский II. 20 октября назначен первый настоятель храма – иерей Виктор Беляков.
  • 1997 г. (14 октября) – заложен Покровский храм на месте разрушенного.
  • 1998 г.(24 апреля) – на Светлой седмице в день праздника иконы Божией Матери Живоносный источник Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом освящен малый храм в честь Крупецкой иконы Богородицы.
  • 2000 г. – заложен административный корпус храмового комплекса.
  • 2001 г. – начато строительство колокольни, 3 августа установлен купол на храм Покрова Богородицы, 11 августа воздвигнут на него крест.
  • 2002 г. (21 ноября) – заложена памятная грамота на месте престола крестильного храма в честь Архистратига Божия Михаила.
  • 2005 г. (22 июня) – освящен криптовый храм в честь собора Новомучеников и Исповедников земли Белорусской.
  • 2007 г. (13 апреля) – Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в день праздника иконы Божией Матери Живоносный источник совершен чин освящения Покровского храма.
  • 2010 г. – подарены и установлены колокола (11 шт., 3,5 т.)
  • 2011 г. – золочение купола Покровского храма (около 220 м²)
  • 2012 г. – к празднику Покрова Пресвятой Богородицы произведен ремонт всех храмов комплекса, позолочены купола Крупецкого храма.



Храм Покрова
Пресвятой Богородицы

  • 220020, Минск, Проспект Победителей, 82Проезд до остановки «Радужная», авт. № 1, 44, 91, 136;
    тролл. № 10, 28
  • +375 17 347-02-30
  • info@pokrovhram.by